Главная » Статьи » Исторические дынные о Чулыме

Истоия Чулыма
В 1760 году был издан Указ Сената о переселении в Сибирь помещичьих крестьян в счёт рекрутов.
В 1762-1860 годах для связи с Колывано-Воскресенскими медеплавильными, сереброплавильными заводами через Барабинскую лесостепь прокладывался Московский-Сибирский тракт - Величайшее сооружение своего времени, рядом с ним возникали поселения.
Для его строительства привлекались невольные переселенцы из Европейской части России, сосланные помещиками за "предерзостные поступки", в счёт рекрутов. Крепостные и так называемые поляки, русские старообрядцы - как неблагонадёжные подданные, выселенные Екатериной II из приграничных с Польшей рубежей на далёкую восточную окраину империи. Часть из них осела на берегах реки Чулым и Иткульского озера.
Так более 200 лет назад возникла деревня Чулым, (Старый Чулым). Через 100 лет рядом с Чулымом (Старый Чулым) было основано село Романовское.
Деревня Чулым (Старый Чулым) располагался по направлению тракта (остатки этого тракта - дорога от Иткуля через лесополосу к улице Сибирской), в селе было более 200 домов, большей частью бедных хижин.
Население занималось в основном извозом, частично хлебопашеством. Говорили так: "Нас бич кормит".
При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым, (что означает "гнилая вода") был выстроен разъезд "Чулымский", который позднее превратился в станцию "Чулымскую".
Строительство железной дороги от Омска до Чулымской было закончено в 1894 году, что кардинально изменило развитие села Романовское, которое населяли переселенцы из России искавшие в Сибири лучшей жизни. Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. В 1896 году пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги. Из окрестных сёл, большей частью из Чулыма потянулись сюда крестьяне.
В 1898 году село Романовское и разъезд Чулымский срослись.
В 1910 году в районе "Старого Чулыма" была открыта начальная школа для крестьянских детей на 40 мест. Многие ещё помнят эту школу как "Старочулымскую". В ней было три класса. Школа размещалась в крестьянской хате из двух комнат и низкими потолками. От здания этой школы давно не осталось и следа.
До Октябрьской революции 1917 года в селе Романовском насчитывалось 600 дворов, несколько мелких частных предприятий, пекарни, сыроцех с конным приводом, кустарные мастерские.
На станции Чулымская было 112 дворов.
Так перед революцией будущий Чулым был уже довольно большим селом с одной начальной школой, существовавшей на средства железной дороги.
В начале 20 века наши предки отправляли свою продукцию в основном хлеб, масло, кожи и скот. Но небольшая часть сельскохозяйственного сырья оставалась и перерабатывалась в Чулыме. Местный торговец Грундер организовал сыроделие, чулымский сыр пользовался большой популярностью далеко за пределами Чулыма.
Торговец Воробейников открыл молоканку и ручной маслозавод. Торговец Погель имел паровую мельницу.. Хотя это были небольшие предприятия , но они работали не на внутренний рынок, а на вывоз в другие районы страны. Для местных нужд работали только кирпичные сараи.
В 1913 году через станцию Чулымская прошёл первый пассажирский поезд, тянувший 5-6 двухосных деревянных вагончиков.
Наступил 1917 год.
Был создан первый местный Совет.
С июня 1918 года ст.Чулымская была занята Колчаковскими войсками и белочехами.
9 декабря 1918 года ст. Чулымская и село Романовское были заняты частями Рабочее Крестьянской Красной Армии, наступила Власть Советов.
В 1926 году станция уже имела одиннадцать приёмо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.
Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 году, его вырабатывал генератор мощностью 22Квт. Находился он в расположении депо. Кроме депо ещё освещался вокзал, всего 1 лампочка на перроне. На весь Чулымский район имелось всего два врача, два фельдшера и две акушерки.
В 1932 году село Романовское по настоянию жителей было переименовано в Чулым.
Так же в этом же году была основана и "Чулымская газета" (За Коммунизм).
1934 год - Привезён новый генератор мощностью 100Квт. Вокзал освещали теперь 12 лампочек, освещались также несколько других служб и квартир вблизи станции.
В 1935 году на станции (тогда эта была Томская железная дорога) открывается вагонно-ремонтный пункт (ВРП) ставший основой будущего вагонного депо, кроме того были построены : деревянная плотина на реке Чулым у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30-40 метров и длинной до 200 метров - очень известное место нашего города. К сожалению в наши дни разрушившееся почти полностью.
Также в этот год были построены: элеватор, Районный дом культуры, железнодорожная школа №7, был открыт райпромкомбинат.
Благодаря такому развитию в 1937 году Чулым стал рабочим посёлком, так же в этот год было выстроено новое здание под электростанцию и установлен генератор мощностью 400Квт. Теперь освещался железнодорожный вокзал и 5-6 улиц города.
В годы Великой Отечественной (Второй Мировой Войны).1941-1945 гг. Жители Чулыма вносили посильный вклад в дело Великой Победы. Каждый внёс свою лепту и заплатил свою цену, но заплатили все, за что им всем низкий поклон.
Районная газета "За коммунизм" в военные годы печаталась на картоне серого цвета с вкраплениями опилок и на листе меньшего формата (1/3 отстандарта). Тирах её тогда сократился 2500 до 2125 экземпляров.
В годы войны в Чулым был эвакуирован военный госпиталь №1176. Располагался он в здании бывшего лицея №7 (до войны железнодорожная школа). Начальником госпиталя был И.И. Бревдо. Госпиталь работал с ноября 1941 по март 1942 года.
По данным военного комиссариата Чулымского района, всего за годы войны ушли на фронт 9734 чулымца, из них 165 женщин. Половина из них не вернулась домой с полей сражений.
В 1942 году работники предприятий были объявлены мобилизованными на весь период военного времени. На предприятиях Чулыма рабочий день был продлён до 10-12 часов.
В конце ноября - начале декабря 1941 года из Москвы в Чулым был эвакуирован завод №2 метростроя НКПС. Основные цеха - механический, инструментальный, слесарный - разместили в здании паровозного депо (ныне ПРММ), а заготовительный и столярный построили рядом. Завод начал выпускать продукцию для фронта с 1 января 1942 года. Выпускали мины для 122 - миллиметрового миномёта. Их отгружали в Новосибирск, там начиняли взрывчаткой и везли на фронт.
Вместе с москвичами у станков встали жители Чулыма и района. На завод шли люди пожилого возраста, женщины и подростки по вольному найму, и по комсомольским путёвкам.
В ноябре - декабре 1941 года в район так же эвакуировали из Москвы завод электротермического оборудования НКЭП. Разместили их в Кабинетном.
1947 год стал годом образования города Чулыма, именно в 1947 году рабочему посёлку Чулым присвоен статус города. Так же в 1947 году был создан Чулымский мехлесхоз.
На 1 января 1947 года в городе Чулыме насчитывалось около трех тысяч строений, в это же время насчитывалось 2430 личных подворий, население составляло более 18 тысяч человек. Работало две больницы: районная и железнодорожная, а так же районная и железнодорожная амбулатории. Действовали одна средняя, одна неполная средняя и три начальных школы с общим числом учащихся 2530 человек. В школах работали 85 педагогов. В системе райпотребсоюза имелось 8 магазинов, 2 столовые, одна чайная и одна хлебопекарня. На территории Чулыма располагались 54 предприятия и учреждения.
В 1948 построен Дом отдыха локомотивного депо. Открыт книжный магазин.
В 1952 паровая тяга заменена электрической, станция оборудована мощным прожекторным освещением, внедрена двухсторонняя парковая радиосвязь, построена детская библиотека и школа №40.
В 1954 в связи с электрификацией железной дороги была проведена реконструкция предприятий. Началось новое строительство: автохозяйство, паровозное депо.
В 1955 в Чулыме заменена вся линия радиотрансляционной передачи. Общее количество радиофицированных домов и квартир более 3000. Чулымское автохозяйство для обслуживания горожан получило 2 автобуса.
В 1956 строится Баня №2 , планируется провести 600 метров водопровода, электрифицировать улицы: Рабочая, Заречная, Трактовая, Сибирская; осветить улицы: Вокзальная, Кирова; осушить болота на улице Заводской; заложить сквер у памятника товарищу Сталину. ( там, где сейчас находится памятник Ленину ).
В 1957 открылась музыкальная школа, началось строительство мельницы.
В 1959 построен новый двухэтажный районный универмаг (современное здание Дома Детского творчества).
В 1960 построен вокзал на станции Чулымская. (старое здание вокзала было деревянным).
В 1966 в Чулыме строится хлебозавод.
В 1967 году строится здание быткомбината, два 16-ти квартирных дома, железнодорожный универмаг. На южной окраине Чулыма строится 87-метровая башня радийно-релейной многоканальной линии для приёма телепрограмм Московского телецентра, а так же Евровидения и Интервидения.
В 1969 открыт памятник на Комсомольской площади. (ныне эти стеллы находятся в Кировском ( Золотая Грива)).
В 1971 построено здание гостиницы "Русь".
В 1975 Чулымский РУС был выделен из состава Каргатского ЭТУС.
В 1976 сдано в эксплуатацию новое здание школы №1 на 964 места (старое здание находилось на месте современного здания Федерального казначейства).
Начал работу магазин "Мебель - Техника".
В 1985 готовится к сдаче в эксплуатацию детский сад на 140 мест.
В 1987 вводится в эксплуатацию здание нового Родильного дома.
В 1989 начинается строительство первого многоквартирного дома на МЖК.
В 1992 введено в эксплуатацию новое здание рынка, открыта православная община Рождества Пресвятой богородицы.
В 1999 сданы в эксплуатацию здания Федерального казначейства и прокуратуры.
В 2001 начато строительство больничного городка и нового здания школы №3.
В 2002 сдано в эксплуатацию здание новой Районной больницы.
В 2003 году 2 июня на станции Чулымская произошла утечка меланжа из одной из цистерн, боле тонны химикатов было вылито в прилегающее к путям болото.
Открыт спортивно - оздоровительный комплекс "Радуга". Начато строительство газоотвода и газораспределительной станции в г.Чулыме.
С начала осени 2006 года было проложено более 25 километров газопровода. По состоянию на 31 мая 2008 года газифицировано много домовладений.
В 2008 завершено строительство Храма Рождества Пресвятой богородицы.
После крупно-масштабной реконструкции длившейся три года, был запущен Чулымский хлебзавод, ныне это ООО" Чулымский хлебзавод".( улица им П.П. Кожемякина. )
В 2009 открыт новый магазин "Рубин" напротив магазина"Связист" ( улица им П.П. Кожемякина. )
В конце осени 2009 года начал работу перестроенный и уже крытый рынок.
Разобрано деревянное двухэтажное здание Горторга.
23 октября был освящён и начал свою полноценную работу Храм в Чулыме.
Категория: Исторические дынные о Чулыме | Добавил: igorchl09 (24 Июня 2010) | Автор: Игорь Строев E
Просмотров: 2178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]